И  Н  Т  Е  Р  Е  С  Н  О     В  С  Е  М  !

 
 
 

Рекламный отдел

 
 

О "Репортере"

 
 

Контакты

 
 

Подписка

 
 
 

ОБЛАСТНАЯ НАРОДНАЯ ГАЗЕТА

 
 

№ 47 (875) 2 декабря 2009 г.

Возвращение шедевра

В музее Радищева "вернули к жизни" уникальное полотно

Ольга ЛЕТУВЕТ

- Это только начало, расчистка, процесс укрепления, мы заклеиваем картину папиросной бумагой, - ведущий реставратор Русского музея Ольга Кленова показывает на фотографиях уже прошедшие этапы реставрации. В целом над полотном Мартина Фердинанда Квадаля "Коронация Павла I и Марии Федоровны" специалисты работали примерно два месяца. Но, как они шутят, "в каторжных условиях" - без выходных.
По словам специалистов, это полотно - единственное произведение подобного рода, находящееся в России. Как рассказала корреспонденту "Репортера" Ольга Кленова, изначально оно не обрело своего заслуженного места и в 1809 году оказалось в имении Александра Борисовича Куракина. Затем волею судьбы оно оказалось в музее Радищева.
- Художник пытался его продать, предлагал разместить в замке Павла, - рассказывает Ольга Юрьевна. - Но императорская жизнь Павла была короткой, и полотно оказалось невостребованным. Картину выкупил ближайший друг и соратник Павла князь А.Б. Куракин по тем временам за баснословные деньги - 6000 рублей. Он перевез ее к себе в имение. Ее снимали с подрамника, накатывали на вал, потому что перемещать другим способом нельзя (размеры картины впечатляют - 333 на 307 см) и везли через половину России. Картина состоит из трех полотен. Швы, которыми они крепились друг к другу, очень мешали в реставрации, пришлось их срезать. В общем, техническая реставрация была довольно сложная, - продолжает Ольга Юрьевна. - Картина была очень темная, поскольку ее многократно покрывали лаком. Чтобы предать былую звучность, ее пытались "оживить" - красное покрасить красным, желтое - желтым, голубое голубым. Таким образом, она многократно подновлялась. И в конечном итоге полотно потеряло всю свою силу и яркость. Красивая светская французская живопись была просто "убита". И сейчас мы снова видим эту яркость. Мы счастливы, что картина так "отозвалась". Даже для нас этот эффект потрясающий - что было и что стало.
- Полотно состоит из двух широких полотен и пришитой кромки. Видимо, автору не хватило первоначального размера. Такое впечатление, что она была пришита позже. Когда мы посмотрели план Успенского собора, то увидели, что какие-то вещи художник переместил. И в какой-то момент этот шов начал отрываться. А там такие штопки были, как в старину бабушки носки штопали. Все это пришлось удалять. Малейшие неровности на таком большом полотне могут ломать и перспективу, и все что угодно. Ощущение перспективы было совершенно утрачено. А потом по переднему плану открылась потрясающая одежда священников, их головные уборы. А как написаны лица и костюмы светской публики! Художник, несомненно, наслаждался работой. Конечно, нужно отдать ему должное, что при такой фигурности композиции вещь раскрылась в полную силу и все планы встали на свои места.
В настоящее время идет последний этап работы - тонировки. На полотне есть ряд утрат, которые нужно закрыть. Особенно сильно она пострадала по краям. Но, как говорят специалисты, это "традиционно". Все-таки картине 200 лет. Полностью завершить работы планируется к концу недели.
- Мы очень довольны результатом, - говорит Ольга Юрьевна. - Обычно реставратор предвосхищает, как будет выглядеть картина после вмешательства. Но такого результата мы не ожидали. Он оказался намного сильнее. Это полотно редчайшее и в историческом смысле. Подобные события в истории единичны. Важно, что лица узнаваемы, и можно увидеть, кто есть кто. Я думаю, после того, как мы ее раскрыли, искусствоведам предстоит еще поработать, чтобы определить многих персонажей.
- На каждую коронацию составлялись коронационные сборники, где была прописана вся церемония, - рассказывает главный хранитель фондов музея Радищева Наталья Якунина, - а сделать такой сборник про коронацию Павла не успели, а потом уже и не стали. Не менее ценен и изображенный на картине интерьер. Сегодня в Успенском соборе роспись XIX века. Колонны и стены выкрашены по-другому. А здесь запечатлено еще предыдущее убранство. Ни в одном другом источнике мы ничего подобного не видели. Есть изображение собора при коронации Екатерины Второй, но там фон плохо прописан.
В ближайшее время все желающие смогут увидеть восстановленное полотно. После реставрации картина займет свое прежнее место в экспозиции музея Радищева.

Написать письмо в редакцию



Копирайт © 2005 ООО "Волга-Пресс"
При использовании материалов сайта ссылка на www.reporter-smi.ru обязательна.
Разработка Deser.ru


 
 

Сделать стартовой

Поиск
 

На главную